Методические рекомендации

Белоусова Мария Александровна, учитель русского языка и литературы МКОУ «Любинская средняя общеобразовательная школа №2» Любинского муниципального района Омской области

 

Использование новых информационных технологий  в обучении русскому языку (из опыта работы)

  В настоящее время применение новых информационно-коммуникацион-ных технологий набирает обороты, и уже нет ни одной области, где они не нашли бы свое отражение. Процесс обучения так же не остался в стороне от всеобщей компьютеризации. Теперь у преподавателя есть возможность сделать урок более увлекательным, внедряя новые формы и методы преподавания с использованием ИКТ. Актуальность данной темы диктуется темпами развития информацион-ных технологий. Вся система образования, все учебные дисциплины направле-ны на формирование умений работать с информацией. Новые информационные технологии поддерживают внедрение новых методов и организационных форм учебной работы в условиях современной школы даже в тех случаях, когда в ра-боте принимают участие учителя, принадлежащие к различным педагогическим культурам, отличающиеся друг от друга опытом работы, методической и предметной подготовкой. С внедрением приоритетного национального проекта «Образование» Интернет – технологии все больше становятся популярными среди учителей и учащихся. Практика показывает, что использование Интернет – технологий активи-зирует познавательную деятельность, создает благоприятные условия для реализации каждого ученика, для самостоятельного познания и творчества. Деятельность учителя на современном этапе образовательного процесса направлена на постоянное совершенствование форм и методов преподавания с использованием ИКТ. Одной из главных задач на уроке остается формирование у обучающихся прочных знаний, умений и навыков. Ее решению способствуют возможности интерактивной доски, позволяющие сочетать инновационные и традиционные приемы обучения русскому языку. Как показывает практика работы с современными компьютерными техно-логиями, использование интерактивной доски не обязательно на каждом этапе урока, что обусловлено спецификой предмета «Русский язык». Учитель в зави-симости от темы, типа урока, поставленных целей может обратиться к возмож-ностям интерактивной доски лишь тогда, когда эффективность и целесообраз-ность такой работы очевидна и дает результат. При разнообразии форм проверки домашнего задания наиболее при-емлемы самопроверка и взаимопроверка по представленному на интерактивной доске материалу упражнений, который заранее подготовили учитель или один-два обучающихся. Теоретический материал параграфа при объяснении новой темы можно представить в виде схем, таблиц. Визуальная информация, самостоятельное составление схемы или заполнение таблицы формирует умение обучающихся анализировать, выделять главное, обобщать, лаконично излагать мысли. Разви-ваются слуховая, зрительная и моторная виды памяти. Благодаря интерактивной доске успешно реализуются проблемный, объ-яснительно-иллюстративный, частично-поисковый методы обучения. Исполь-зование интерактивной доски позволяет осуществлять процесс обучения на ка-чественно новом уровне, при котором реализуются такие важные принципы как наглядность, доступность, систематичность, последовательность, сознатель-ность. Использование цифровых образовательных ресурсов («1С: Школа. Рус-ский язык, 5-6 класс. Морфология. Орфография» Образовательный комплекс/ О.И. Руденко-Моргун. – М., 2006. – (CD-ROM) совместно с возможностями интерактивной доски активизирует внимание школьников. Давно известно и успешно применяется в школьной практике програм-мированное обучение, но в настоящее время оно вышло на качественно новый уровень. Ставший традиционным контроль в форме тестов (распечатанных на листах или выведенных на экран) позволяет учителю осуществлять обратную связь с обучающимися и дает возможность получить оперативную информацию о промежуточных результатах усвоения материала, а обучающиеся узнают о своих ошибках и анализируют их на данном уроке, а не через день-два. В связи с введением ФГОС на уроках русского языка необходимо исполь-зование электронных учебников. Мультимедиа-комплекс по русскому языку фирмы «1С» под редакцией О.И. Руденко-Моргун состоит их отдельных дисков для 5-6, 7, 8, 9 классов, которые представляют серию электронных учебников с тщательно продуман-ной системой представления учебного материала, соответствующей современ-ным требованиям модернизации образования. Электронный учебник, безусловно, выигрывает по сравнению со стан-дартными учебниками современным подходом в реализации принципа нагляд-ности, формами представления теоретического материала: интерактивными таблицами, рисунками, анимацией. Удобная структура учебника, представлен-ная на левой панели, соответствует методике и логике изучения той или иной темы. Использование электронного учебника повышает мотивацию к изучению предмета. Анимация, голосовая информация, использование разного цвета и шрифта оказывает эмоциональное воздействие на учащихся. На уроках разви-ваются разные виды памяти: слуховой, зрительной и моторной, что способ-ствует более прочному усвоению материала. Электронное пособие «Интерактивный плакат; Русский язык. Части речи» (автор программы и методического пособия — кандидат педагогических наук учитель русского языка и литературы Т.Ф. Крушинская) – это много-пользовательская версия для образовательного учреждения. Программа адапти-рована для использования с интерактивной доской. К диску прилагается методическое пособие. Возрастная адресация (класс): от 10-12 лет (5-11 класс). Предметная область: русский язык, культура речи. Практическая работа с дидактическим материалом пособия способствует развитию лингвистического мышления, расширению речевого запаса, учит пользоваться изобразительно-выразительными средствами языка, помогает уча-щимся при написании сочинений. На практике в пятом классе по ФГОС электронное пособие «Русский язык. 5 класс» (ЗАО «Просвещение-медиа»), подготовленного авторским кол-лекти­вом по инициативе профессора Н.Н. Алгазиной, дает возможность пред-ставить теоретические сведения о языковых яв­лениях в кратком (с помощью опорно­го конспекта) и развернутом изложе­нии, закрепить и обобщить получен-ные знания, проверить усвоение материала. Грамматический разбор из «скуч-ной и бесполезной меледы» (К.Д. Ушинский) превращается в полезное, увле­кательное упражнение. Использование Интернет-ресурсов в школьном изучении морфологии: национальный корпус русского языка. Национальный корпус русского языка в сети интернет размещен с 2004 г. на сайте www.ruscorpora.ru. Им могут поль-зоваться все желающие, но прежде всего он рассчитан на тех, кто изучает или преподает русский язык. Как показывает практика корпус оказывает неоценимую помощь в поиске языкового материала для составления индивидуальных контрольных и прове-рочных заданий по всем раздела языка. Часто использую его в режиме он-лайн на уроках русского языка в качестве справочника. Таким образом, использование информационно-коммуникационных технологий на уроке помогает решить такие задачи, как мобилизация психи-ческой активности учащихся, введение новизны в учебный процесс, повышение интереса к уроку, увеличение возможности непроизвольного запоминания материала, выделение главного в материале и его систематизация.

Добавить комментарий